Большегрузам – бойкот?
Как у соседей?
Зима подходит к концу, поэтому вскоре ожидаются рекордные половодья. Большинство дорог уйдут под воду, а транспортное передвижение большегрузов грозит окончательно испортить дорожное полотно. В свете этого запрет на въезд многотонных грузовиков выглядит вполне обоснованным. Но, безусловно, логичность этого шага не устраивает транспортные компании.
Тотальный запрет коснется всех автомобилей, на которых нагрузка на ось составляет 5 тонн и более. Как утверждает президент СААП Вячеслав Трунаев, под эту категорию попадают практически все европейские длинномеры. Даже без груза они весят более 5 тонн.
Своим мнением поделился и представитель СГУПС Денис Разуваев. Он согласен с рациональностью введения некоторых ограничений осевых нагрузок весной, что предусмотрено ФЗ. Но при этом стоит дифференцировать подход на основании оценки транспортно-эксплуатационного состояния каждой автодороги.
По ловам Дениса Разуваева такая практика наблюдается у их ближайших соседей: «Такой дифференцированный подход осуществляется в Томской и Омской областях. В Омской области повсеместная нагрузка идет 6 тонн на ось. В случае с некоторыми дорогам с хорошим техническим состоянием нагрузка на ось допускается до 10 тонн. В Томской области пошли еще дальше: там ежегодно издается приказ об ограничении осевой нагрузки, которая варьируется от 10 тонн в зависимости от конкретного участка дороги и количества осей в транспортном средстве».
Организация данного подхода в Новосибирской области требует затрат и ресурсов, которые позволят правильно распределить дороги по качеству дорожного полотна и возможных нагрузок на него согласно соответствующим нормативным документам.
Пути решения
Тотальный запрет движения по дорогам в весеннее время требует своего решения. Президент СААП для разрешения данного вопроса предложил несколько путей. Одним из вариантов события может стать дифференцирование предельно допустимых нагрузок на ось с учетом в количества осей транспортного средства.
Кроме того, упростить работу автотранспортных компаний могло бы увеличение предельно допустимых нагрузок на ось авто на период временных ограничений до 7-8 тонн. При этом это должно касаться транспортировки грузов всех типов. Вячеслав Турнаев отметил, что временные ограничения в нынешнем виде стали для одних компаний тотальным запретом на деятельность, а для других отличной нишей в виде исключения из правил. На данный момент запрет не относится к таким грузам, как продукты питания, медикаменты, почта, фуражное зерно и прочие грузы в международном сообщении.
В связи с этим президент СААП добавил: «Не секрет, что, несмотря на сезонные ограничения, грузы все равно перевозятся, а сохранность дорог оказывается фикцией. По ослабленным весенним дорогам легально проезжают фуры общей массой 40 тонн и более».
Так, необходимо синхронизировать сроки временных ограничений на передвижение для многотонных грузовиков по муниципальным, региональным и межмуниципальным дорогам. Это позволит систематизировать деятельность транспортных компаний. Например, как сказал Вячеслав Трунаев, федеральные трассы для большегрузов весной не перекрываются. Однако, добраться из Омска в Барнаул, не заезжая в Новосибирск, невозможно. Перевозчики вынуждены становиться нарушителямии заезжать на закрытые в этот период муниципальные дороги.
Кризис тотального закрытия автодорог
Еще одна рекомендация касалась необходимости создать складские помещения крупныхритейлеров вблизи города. Это позволит транспортным компаниям не заезжать в Новосибирск. Всеобщего одобрения данное предложение не получило, так как те же ритейлеры стараются максимально снизить транспортные затраты.
Отдельные члены круглого стола заметили, что в некоторых соседних регионах, таких как Кемеровская область, Алтайский край и других, за проезд большегрузов весом более 5 тонн в городскую черту введена отдельная плата. Таким образом, перевозчики могут либо продолжить свою работу за дополнительную оплату или простаивать бесплатно.
Эта ситуация оказалась для многих критичной. Многие грузы не могут долго простаивать. Например, цемент в условиях сырости портится. Поэтому для таких грузовиков выгоднее двигаться и доплачивать, чем стоять бесплатно.
Как поделился директор по транспорту и логистике «Искитимцемента» Константин Троегубов, при подобном тотальном запрете на проезд выдержать поддерживать конкурентоспособность организации становится все сложнее. Перевозчики других регионов имеют возможность и готовы пойти на дополнительные затраты в весенний период.
Председатель правления СААП Алексей Лядусов также выступил на круглом столе: «Экономический эффект от тотального закрытия дорог будет колоссальным. И я об этом говорю не первый год. Если тотальный запрет в том виде, в каком он регламентируется всевозможными документам, будет осуществлен, то наступит коллапс. В таком случае, позиция очень быстро будет пересмотрена, и будет найдено здоровое конструктивное решение».
Вскоре должно быть опубликовано распоряжение Министерства транспорта Новосибирской области о тотальном запрете на въезд многотонных грузовиков в Новосибирск. За оставшееся время СААП планирует добиться внесения изменений в предполагаемый запрет, повлияв на политику Минтранса. В случае успеха запрет будет адаптирован под деятельность транспортных компаний, учитывая муниципальные интересы регионов.